ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ МИНСКОГО ПЕТРОПАВЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Опубликовано admin в

Славен Минский Петропавловский храм своей древней историей. Как точно подметил историк архитектуры Ростислав Боровой: «В нашей столице нет второго такого здания, даты истории которого в такой степени соотносятся с рядом знаковых дат национальной истории, причем прослеживается либо прямая (причинно-следственная), либо «событийная» (внутренняя), либо внешняя (чисто хронологическая) связь этих дат с некоторыми ключевыми датами и событиями XVII-XIX вв.». С гордостью, в хорошем смысле этого слова, необходимо отметить, что со времени своего основания (1613 г.) и до разделения Речи Посполитой он и, располагавшийся при нем, монастырь были единственными хранителями православной веры в городе.

Во второй пол. XVIII века монастырь находился в бедственном положении: отсутствие фундаторов и малочисленность простых православных горожан, могущих позаботиться о благосостоянии церкви, привели церковь к крайней ветхости. Упадок наблюдался и по отношению к числу монашествующих, вследствие чего в богослужении происходила остановка.

С присоединения Минска в 1793 г. к Российской империи и образования в этом же году Минской епархии храм получил новую жизнь. В 1795 г. церковь великолепно обновили на средства пожертвованные Екатериной II и переосвятили в честь великомученицы Екатерины – небесной покровительницы императрицы. Свято-Петропавловский монастырь был переведен в здание бывшего униатского Свято-Духова монастыря, а Свято-Екатерининская церковь стала кафедральным собором Минской епархии. Впрочем, уже в 1799  году она превратится в обычную приходскую Екатерининскую церковь. И только в 1844 г. она приобретет статус городского собора.

Возвращаясь к периоду упадка, первое известие об имущественном благосостоянии монастыря, степени его обеспечения церковной утварью связано с делом о назначении игумена Новгородсеверской епархии Варлаама Шимацкого игуменом Виленского Свято-Духово монастыря вместо Иакинфа Пелхинского, который ввиду своей глубокой старости и дряхлости уже не мог управлять вверенными ему монастырями. В связи с этим были составлены инвентарные описи монастырей, находящихся в ведении Виленского Свято-Духова монастыря, к которым принадлежал и Минский Петропавловский монастырь.

Помимо актуальной описи от ноября 1787 года, в этом деле приводятся также и ранее составленные описания монастыря: «Описание Благочестивого Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Минского монастыря епархии православной Киевской» от февраля 1766 г. [3, л. 192-199 об.], в котором указывается ряд старых и ветхих книг XVII в, а также «Опись монастыря Благочестивого Грекороссийского святых верховных Петра и Павла, епархии Киевской в городе Минске» от 23 октября 1767 года. Помимо упоминания старых, рукописных (Евангелие) книг, в ней отмечается, что церковь претерпела пожар и иконостасов не имеет: «В пределе Крестителевом вместо иконостаса разные иконы поставлены; досками стены и окна позабиваны; в сем же приделе и служба божественная совершается; а другие два приделы пусты».

Вступление о. Варлаама Ш. в должность настоятеля Виленского Свято-Духова монастыря и составление описи 1787 г. открыли новые обстоятельства, требующие большой тщательности и рачительности. В рапорте от 12.12.1787 г. владыке Виктору говорится, что игумен Иоакинф П. не то, что не подготовился должным образом к передаче дел, но и вел себя неподобающе для духовного лица: учинял препятствия, отказался подписывать описи. Это вполне понятно, если учесть сведения мещанина Ивана о потере вещей в Свято-Духовом монастыре г. Вильно в докладе канцеляриста Ивана Когодовского. Из дела видно, что при настоятельстве Пелхинского некоторые вещи неизвестно куда девались, например, два серебряные подсвечники, которые поставлялись на столике при благословении хлебов. А вот старинное в лист серебром обложенное Евангелие Московской печати он продал раскольникам.

Это потребовало внимательного исследования имеющихся старых описей монастыря. В связи с этим был составлен 10.12.1784 реестр вещей, которые имелись при бывшем настоятеле Азарии Ясноводском, и которых не оказалось при Пелхинском. В этом реестре находятся вещи, не упомянутые в основной описи 1787 г. Например, среди церковных книг есть ветхие книги печати XVII ст.: Апостол древний Львовской печати 1639 г, ветхая постная Триодь Киевской печати 1625 г.

В описи 1787 г. кроме простого перечисления имущества указывается, если известно, имя жертвователя, дата приобретения предметов, а также приводится краткая заметка о географико-ландшафтном расположении монастыря, его внешнем виде и состоянии. Принимая во внимание все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что новопоставленный настоятель добросовестно приступил к своему послушанию. Порученное ему в ведение и управление церковное и монастырское имущество было надлежащим образом до последней вещи описано, что и предписывала консистория.

Внешнее описание Петропавловловской церкви представлено следующим образом: церковь «каменная по образцу Римских костелов сооруженная, и частью, гонтою покрытая, на восточном её щите поставлен крест и по сторонам оного два из листового железа вымалеванные ангелы».

Внутреннее убранство и распределение пространства обращает внимание на отсутствие главного престола и иконостаса. «В ней храмов три: средний первоначальный святых Апостол Петра и Павла без престола и без иконостаса; побочные: северный святого Архистратига Михаила с престолом и полным иконостасом деревянным, писанным и по местам, где резьба, позлащенным, неосвещенный; южный святого Предтечи Спасова Иоанна, с иконостасом таковым же, в коем и обыкновенное богослужение совершается. Под спудом сея церкви есть для положения мертвых пространный каменный погреб, а другой то меньший для поставки напитков. … Крест вышиною аршинов в три мраморный, под крышею деревянною. Колокольня деревянная, гонтою покрытая, старая».

В подробном описании имущества и церковной утвари монастыря особо исторически значимыми являются сведения, передающие информацию о старых, ценных предметах с отметкой о жертвователе и кратким описанием. В первую очередь перечисляются серебряные церковные вещи представляющие ценность, как по материалу изготовления, так и их использованию за богослужением.

Среди священных сосудов следует указать на чашу, данную Анной Костровицкой 15 июня 1756 года: «Чаша серебряная сутопозлащенная, в ней весу два фунта и шестнадцать лотов с четверть, серебро пробы десятой», и дискос, пожертвованный неким Григорием: «Дискос серебряный, сутопозлащенный, в нем весу пятнадцать лотов с половиною, серебро пробы десятой».

Старой является «гробница серебряная позлащенная подобием чаши сделанная, с ящиком серебряным позлащенным, вся испорченная, в ней весу два фунты и двадцать четыре лота», которая была пожертвована монастырю неким Кодратам в 1652 году. В том же году был пожертвован Анастасией Ждановной «крест серебрянный сутопозлащенный на железе основанный с подножием серебряным позлащенным, весь испорченный; в нем весу с железом, купно медью и оловом, при починке онаго положенным, два фунты и пятнадцать лотов, серебро пробы восьмой». Описание второго креста не сообщает никаких сведений о времени и личности дарителя: «Крест серебряный ручной, в нем весу с деревом купно внутрь онаго положенным, фунт и пять лотов, серебро пробы десятой».

В монастыре хранился широкий перечень разнообразный книг: от богослужебных Евангелий до книг латинских и польский. По описи в монастыре значатся Евангелие 1644 года с описанием, Служебник 1629 года и «Евангелие в лист рукописанное, шелковою материею одетое, тринадцатью серебряными штучками выложенное с серебряными застежками».

Помимо старых рукописных церковных книг, в монастырской библиотеке хранились книги латинские и польские, среди которых есть целый ряд крайне ветхих – XVI-XVII ст.

Среди вещей монастыря необходимо отметить также «медаль серебряную с портретом императрицы Елисаветы Петровны и надписью «победителю над прусами» 1759 года с усиком».

Все эти описания свидетельствуют с одной стороны, о периоде упадка монастыря во второй половине пол. XVIII века, когда он находился в Речи Посполитой, а с другой стороны, предметы из описаний свидетельствуют о былом величии монастыря. Памятники церковной старины Минского Петропавловского монастыря являются свидетелями той славы и эпохи, когда монастырь был оплотом православной веры. Они могли бы многое рассказать о перипетиях нашей истории, но, к сожалению, многие уже безмолвны, так как утеряны, и лишь немногие сведения о них мы можем отыскать в архивных описях монастыря.

Рубрики: Без рубрики

Call Now Button

- Исполнитель не возвращает стоимость тех туристических услуг, которыми Заказчик по своему решению или в связи со своими интересами не воспользовался.
- В случае отказа в выезде из страны или въезде в страну назначения Заказчику или другим лицам, пограничными или таможенными органами из-за неправильного или ненадлежащего оформление паспорта Заказчика или других выездных документов (в том числе, оформленной надлежащим образом доверенности на ребенка до 16 лет на выезд за границу), а также по причинам, не относящимся к компетенции Исполнителя. В случае отказа в выдаче визы консульский сбор и туристическая услуга не возвращаются.
- Наличие действующего паспорта и наличие необходимых виз является обязанностью Туриста. Турист обязуется удостовериться, что его паспорт и паспорта туристов действительны не менее 6 месяцев со дня завершения путешествия (Турция, Египет и другие не страны ЕС страны) (иногда, например, для поездок в Индию, требуется паспорт, действительный в течение 12 месяцев);

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона
+37529 660 9405 (Вел)
+37529 287 7933 (МТС)

К сожалению, сейчас у нас нерабочее время. Но Вы можете оставить заявку, и менеджер свяжется с вами в рабочие дни с 9.00 до 18.00

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 350 3284 (Вел)

+37529 287 7933 (МТС)

Заполните данные партнера

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 621 8570 (Вел)

+37529 770 6392 (МТС)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 350 3284 (Вел)

+37529 287 7933 (МТС)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 350 3284 (Вел)

+37529 770 6392 (МТС)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 660 9405 (Вел)

+37533 316 7187 (МТС)

+37525 542 6778 (Life)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 152 1010 (Вел)

+37529 350 3284 (Вел)

+37525 542 6778 (Life)

Нажмите на номер телефона для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона. Позвоните, и мы ответим на все вопросы.

+37529 350 3284 (Вел)

+37525 542 6778 (Life)