Корзина

Прочие интересные объекты

Опубликовано admin в

Клецкий историко–этнографический музей

Первые предложения по созданию в Клецке историко–этнографического музея были сделаны энтузиастами ещё в конце 1950–х годов.

Инициаторами стали сотрудник милиции Василий Абрамович, учитель географии Дорофей Максимович Чёрный и директор Клецкой средней школы Анатолий Финский. Материалы для музея собирались школьниками, членами общества «Юный краевед», во время туристических походов и путешествий по району. В 1961 г. в Клецкой школе была открыта первая музейная экспозиция. Спустя какое–то время рядом со школой силами учеников началось строительство отдельного помещения для музея, образцом для которого стал охотничий домик из дворцового комплекса Румянцевых–Паскевичей в Гомеле. Строительство продолжалось почти 10 лет.

С 1 сентября 1979 года школьный музей после переезда в новое здание получил статус государственного, впоследствии 1 октября 2005 года реорганизован в Государственное учреждение «Музей истории Клетчины».

Профиль музея – история города и района с древнейших времён до наших дней, этнография, краеведение.

Сегодня в музее функционирует 6 экспозиционных залов. Отличительная особенность экспозиции в том, что ее основу на 95 % составляют  оригинальные экспонаты.

Мядельский музей народной славы

Основан музей в 1969 году на базе Мядельского отдела культуры, а открыт для посетителей 18 марта 1969 года. В 1982 году начато строительство нового здания музея. первых посетителей гостеприимно встретила экспозиция зала Победы, который был открыт 8 мая 1985 года. К 40–летию Великой Победы. А к 40–летию освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков, 3 июля 1988 года, открыта вся экспозиция музея. Ежегодно музей посещает около 20 тысяч человек.
Оформление интерьера осуществлено в белорусском стиле – музей выглядит как деревенская хата с балками, украшенными геометрической резьбой. Когда заходишь в музей, сразу чувствуешь атмосферу старины: на стене – керамические панно, отражающие исторические события  края; на светлых дубовых плашках – оригинальная резьба. В следующем зале – гобелены, вытканные для экспозиции по мотивам легенд Нарочанского края. Оригинальностью оформления выделяется зал Великой Отечественной войны, где те же детали интерьера – дубовые плашки на стенах и потолке придают всему ощущение тревоги: окрашенные в коричневый цвет, с набитыми в них осколками от снарядов и патронными гильзами, они напоминают о войне. Залы на современную тематику, более светлые, продолжают главную идею – образ белорусской хаты.

В залах музея представлено 10 тематических экспозиций, которые рассказывают о разных аспектах истории края, его известных уроженцах и поистине уникальной природе.

Здесь представлены орудия труда наших предков, начиная с каменного века. Интерес вызывают древние изразцы из раскопок средневекового замка, который находился на полуострове озера Мястро. А изразец с изображением рыцаря на коне с мечом в руках, которым он угрожает медведю, является уникальным. Археологи и исследователи считают, что это изображение могло быть гербом Мяделя.

Уникальные экспонаты находятся в разделе экспозиции, посвящённой Первой мировой войне. Здесь – армейские свидетельства того времени, оружие, немецкие оккупационные паспорта с отпечатками пальцев владельцев, деревянная доска с надписью: «Не шумите вы, сосны зелёные, не будите вы славных героев», которая в своё время находилась над воротами кладбища в д. Узла, нагрудные крестики и медальоны русских солдат, предметы солдатского быта, фотографии и карты того времени.

Особая часть этого раздела экспозиции отражает холокост: здесь представлены документы, фотографии, вещи погибших евреев, а также документы праведников мира. Есть здесь и такие редкие и любопытные документы, как, например, переписка полицейских с партизанами бригады имени Рокоссовского. Отдельно собраны письма с фронта, датированные 1944 годом, написанные погибшим в Польше Вячеславом Давидовичем – бывшем комсомольцем–подпольщиком. Среди множества фотографий есть и уникальная – И.И. Пынькин, житель деревни Слобода, который в мае 1945 года сфотографировался с боевыми товарищами у стен рейхстага. Интерес посетителей вызывает макет партизанской землянки.

Гольшанский замок

– один из самых известных в Беларуси. Правда не столько своей военной историей, сколько различными легендами, а также благодаря произведению Владимира Короткевича “Чорны замак Альшанскі”. В свое время он был одним из самых красивых замков Беларуси. К сожалению, просуществовал он недолго – всего пару веков. А сегодня его полное восстановление до сих пор находится под большим вопросом. Сейчас замок находится под охраной Министерства культуры Беларуси. Замок включен в государственную программу «Замки Беларуси». Уже в 2016 году планируется завершить консервацию остатков стен и башен. Пока проведена расчистка завалов на территории самого замка.

К сожалению, речи о полноценной реконструкции замка в данный момент не идет. У местного бюджета нет денег на восстановительные программы, а государственные расходы на культуру на 2016–2020 годы еще не сформированы. Учитывая нынешнее финансовое положение, не исключено, что никаких работ на протяжении ближайших 5 лет в замке проводиться не будет. Остается надежда лишь на волонтеров.

Дворцово парковый комплекс Монюшко–Ваньковичей

Сейчас дворец Монюшко–Ваньковичей в Смиловичах выкуплен и в нём проводятся реставрационные работы по укреплению и сохранению нашего наследства.

В современных Смиловичах от былого дворцового комплекса Монюшко–Ваньковичей сохранились дворец, некоторые хозяйственные постройки, частично парк. На территории былой усадьбы сегодня размещается аграрный колледж, на балансе которого находится и памятник истории. Теряются последние черты великого и интересного в прошлом ансамбля усадьбы Монюшко–Ваньковичей.

Минский областной краеведческий музей

Несмотря на своё название, Минский областной краеведческий музей находится в Молодечно. Он был создан ещё в 1959 году, когда существовала Молодечненская область, и был назван Молодечненский областной краеведческий музей. В 1960 году, когда область была расформирована, музей получил своё современное название. С 30 сентября 2011 года в музее работает постоянная экспозиция «История Минщины с древнейших времен до начала ХХ века». В ней представлено около двух тысяч экспонатовольшой интерес у посетителей вызывает созданная в этом замкнутом пространстве атмосфера археологических исследований на озере Селява Крупского района, где в культурном слое переплелась история нескольких тысячелетий от неолита до феодализма: амулеты из рёбер и клыков животных, кремневые и железные орудия труда, бронзовые украшения. Завершает раздел карта археологических раскопок на территории Минской области, которые были проведены институтом истории Национальной академии наук Беларуси совместно с музеем. В Минском областном краеведческом музее можно увидеть, как выглядела типичная гостиная дворянской усадьбы конца XIX века. Она находится в разделе «Культура Минщины конца ХIX–начала ХХ вв.». В интерьер органично вписались копии работ художников – уроженцев Минского края И.Олешкевича, В.Ваньковича, А.Горавского, Н.Силивановича, Ф.Рущица, портреты композиторов М.Огинского, С.Манюшко и ноты «Четырёх песенок» (автор С.Монюшко), 1875г., на кабинетном пианино ХІХ в. фирмы “Шутц и Бриг” (Бреслау). В экспозицию вошли произведения В.Сырокомли, И.Ходьки, Я.Купалы, Ядвигина Ш., А.Мицкевича, Ф.Богушевича.

Музей книги Национальной библиотеки Беларуси

Музей начал свою работу в сентябре 2006 года. Музейная экспозиция включает около 300 оригинальных памятников книжно–письменной культуры и состоит из нескольких частей. Основные: «Врата книжных сокровищ» и «Национальная библиотека Беларуси. Вехи истории».

Экспозиция «Врата книжных сокровищ» знакомит с развитием белорусского книгопечатания в контексте всемирной истории книги, а также с особенностями белорусской, европейской и восточной книжной культуры. Часть коллекции – Несвижское собрание книг и часть архива Радзивилов внесена во всемирный реестр ЮНЕСКО «Память мира».

Наиболее ценными являются славянские рукописные книжные памятники. Оригинальные манускрипты XV–XIХ вв демонстрируют традиционные элементы оформления рукописной книги (буквицы, заставки, концовки), разные типы кириллического письма и характерный репертуар литературы. Интерес у посетителей вызывают певческие нотолинейные сборники различных конфессий XVII–XIХ вв. Особенным мастерством исполнения отличаются староверские рукописные памятники XVII–XIX вв., украшенные большими инициалами, ярким растительным орнаментом и книжными миниатюрами.

Представлена и коллекция восточных рукописей, включающая манускрипты XIV–XX вв. , которые являются образцами классических типов восточного письма, утонченного художественного оформления текста и переплетов восточной традиции. Самые древние памятники восточной письменности хорошо сохранились и датируются XIV–XV вв.

Национальная библиотека Беларуси является единственной в республике хранительницей ценнейшего из сокровищ белорусской культуры – оригиналов изданий Франциска Скорины. В фонде хранятся десять книг (в шести переплетах) Библии, изданных в Праге в 1517–1519 гг.

Особое место занимают редкие издания Виленской типографии Мамоничей, Петра Мстиславца, Василия Гарабурды, Василия и Максима Вощанки, Брестской и Несвижской типографий Радзивиллов. Демонстрируется книжная продукция издательских центров Вильно, Могилева, Супрасли, Кутейно, Евье, Бреста, Несвижа, Полоцка и др.    Отедальный раздел библиотеки посвящён книжным переплетам. Выделяются своим оформлением окладные переплеты напрестольных Евангелий, принадлежащие разным временам и конфессиям. Например, деревянные доски, обтянутые кожей или тканью, снабжены специальными застежками, украшены тиснением, чеканкой, эмалью, металлическими накладками и др. Также в музее представлены великолепные экземпляры библиофильских переплетов XVII–XVIII вв., мастерски украшенные золотым «кружевным» тиснением, супер экслибрисами (знаки владельца), мраморной бумагой, муаровой тканью, золочеными обрезами. Неподдельный интерес посетителей вызывают издания нестандартного формата. Экспонируются миниатюрные сборники прозы и поэзии мировых и белорусских классиков литературы Я. Коласа, Я. Купалы, М. Багдановича, А.С. Пушкина, А. Мицкевича и другие, а также малотиражные книги необычной формы и внешнего оформления (сувенирные издания). К самым оригинальным и интересным относится первая советская микрокнига «Чудо из чудес» (9х6 мм) – московское издание (1985) с высказываниями А.С. Пушкина и М. Горького о книге на пяти языках. Выделяется и одна из самых больших – 99х66 см «Птицы Америки» Дж. Одюбона. Это фундаментальный труд американского орнитолога и художника Джеймса Одюбона, выпущенный тиражом в 200 экземпляров в середине XIX века. Редкие по красоте и достоверности раскрашенные гравюры создавались мастером в период с 1827–1838 гг. Книга содержит отпечатки гравюр с изображением птиц в натуральную величину. Данное издание считается одной из самых красивых книг о птицах. В музее экспонируется факсимильное издание, выпущенное в Лейпциге в 1972 году. Оно включает в себя двадцать гравюр с изображением птиц. Вторая часть экспозиция называется «Национальная библиотека Беларуси.

 

Музей древнебелорусской культуры

Музей древнебеларусской культуры был создан в 1977 году на базе Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР (сейчас Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси). Собрания музея рассказывают об основных вехах исторического развития искусства и культуры белорусов, о наиболее значимых памятниках от каменного века до конца XX столетия. Кстати, все без исключения экспонаты музея – оригинальные.

Экспозиция музея размещается в трех залах: археологии, сакральных и этнографических коллекций. Первый зал – это археологическая коллекция, в которую входят находки с раскопок древних стоянок и поселений людей каменного, бронзового и железного веков. Они характеризуют наиважнейшие археологические культуры на территории Беларуси. Некоторые предметы труда и быта, украшения показывают связь с кельтской, скифской, прибалтийской и скандинавской культурами. В этом зале можно увидеть изделия ремесленников, народных мастеров от V до XVII веков. С помощью их можно узнать, как жили наши предки тысячу и несколько веков лет тому назад.

Иконы, колокола, скульптуру и декоративную резьбу из церквей и костелов. В музее находится самое большое в Беларуси собрание икон. Эта коллекция поражает не только своим размером, но и культурной значимостью. В неё входят образы и алтарные картины, созданные в период XVI–XIX веков написанные на дереве и полотне. Собрание икон XVI–XIX веков отражает особенности, становление и развитие белорусской школы сакральной живописи. Можно увидеть и коллекцию скульптуры. Она включает в себя фигурную пластику, художественную резьбу, надгробия XV–XIX веков, которые раньше находились в православных, униатских или католических храмах. Экспонаты в большинстве своём были обнаружены во время научных экспедиций. XVII – XVIII века принято считать периодом расцвета белорусской скульптуры и художественной резьбы. Об этом свидетельствуют уникальные примеры алтарной и мемориальной пластики, декор иконостасов.  Размещена коллекция художественных тканей, экспонаты которой датируются XVII–XIX веками. Многие из них – белорусского производства.  В музее представлен двусторонний четырёхлицевой пояс слуцкого производства, а также пояс слуцкого типа, вытканный в Лионе. Он был подарен известным меценатом и собирателем белорусского искусства Анджеем Техановецким. В музее древнебеларусской культуры также можно увидеть коллекцию изразцов. В неё входят разные по времени и стилю изделия. Большая часть из них была найдена при раскопках в замковых и дворцовых комплексах, бывших шляхетских имениях. Изразцами обкладывали стены отеплительных сооружений (печей и каминов), на них размещали различные изображения – орнаментов, гербов, фантастических существ, портретов, бытовых сцен. Тут можно увидеть традиционные костюмы, ручники, покрывала, скатерти, пояса, расписные ковры, музыкальные инструменты, игрушки, посуду из дерева, керамики, предметы, рассказывающие о ремеслах и промыслах белорусов.

Одной из наиболее интересных частей экспозиции является коллекция «Памятники этнографии и народного искусства Чернобыльской зоны». Она собиралась в деревнях, население из которых было отселено после аварии на ЧАЭС. Экспонаты там интересны в первую очередь своей аутентичностью. Юг Беларуси (особенно Полесье) отличается своими традициями, во многом сохранившими древнейшие формы народного быта, за что и ценим исследователями. Экспозиция состоит из нескольких частей, самая большая из которых посвящена теме земли и земледелия и обработке урожая. В ней представлены экспонаты, которые показывают повседневный быт жителей районов Гомельщины, Могилевщины и Брестчины в XX веке. Интерес посетителей вызывают изделия из соломы.

Государственный музей военной истории

Музей был открыт 6 июля 2002 года.  Руководство музея стремится сохранить память о военной истории Беларуси. Экспозиция музея располагается в трёх залах. Начинается она с рассказа о заселении славянами нынешней территории Беларуси становление ее в составе Российского государства, освещаются события Первой мировой войны.

В витринах музея помещены образцы формы, характерные для конца 18 начала 19 веков: форма рядового регимента пешей литовской гвардии образца 1792 года и форма рядового белорусского егерского корпуса. Во втором зале показываются материалы по гражданской войне, становлению Белорусского военного округа, межвоенном периоде и периоду Великой Отечественной войны. Экспонируются образцы (макеты) основной военной техники и вооружения накануне и в течение Великой Отечественной войны, обмундирование и амуниция, документы, карты, схемы, фотоматериалы. Экспонируются образцы (макеты) основной военной техники и вооружения накануне и в течение Великой Отечественной войны, обмундирование и амуниция, документы, карты, схемы, фотоматериалы. Самые эксклюзивные экспонаты музея: штурмовой флаг, водруженный на Рейхстаге 30 апреля 1945 года воинами 50–й гвардейской Сталинской дважды Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии или личные вещи Жукова, Рокоссовского, Черняховского, Конева, Баграмяна, Василевского. Они были переданы сотрудникам музея родственниками прославленных маршалов. Также выставляются экспонаты, отражающие послевоенный период, переход страны на мирное положение, становление мощных Вооруженных Сил СССР мирного времени. Широко освещаются крупные учения, проходившие на территории Беларуси, такие как «Днепр», «Березина», «Запад» и другие. Имеется список крупных военачальников, прошедших становление в Белорусском военном округе. Завершает экспозицию музея список почетных солдат и офицеров, навечно зачисленных в состав частей и соединений Вооруженных Сил Республики Беларусь. роме своей основной деятельности, сотрудники музея организуют образовательные предприятия для школьников, где рассказывают о героях войн, партизанах, историю Великой Отечественной войны. А на памятные даты (День Победы, День Независимости) организуются встречи с ветеранами, военнослужащими, принимают новых членов БРПО и БРСМ. Поднятие патриотизма – важнейшее направление работы музея.

Центральный музей внутренних войск МВД

Центральный музей внутренних войск МВД Экспозиция музея состоит из семи разделов, где в хронологическом порядке освещены все основные исторические этапы формирования и становления внутренних войск. В первом зале посетители могут увидеть экспонаты, посвященные стражи Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, военным событиям XIX века, внутренней и конвойной страже начала XX века, участию военнослужащих войск НКВД СССР в Великой Отечественной войне, развитию внутренних войск в послевоенное время, историческим событием 60–90–х годов прошлого столетия. Второй экспозиционный зал музея полностью посвящен деятельности соединений и воинских частей внутренних войск на современном этапе их развития. Кроме того, в музее имеются специальные разделы, посвященные международному сотрудничеству, Почетным солдатам внутренних войск и Героям Беларуси. Обо всём этом и многом другом можно узнать, ознакомившись с экспозицией музея. Открывает экспозицию стенд, размещенный в холле музея «История внутренних войск в фотокадре» (в холле музея), на котором в представленных фотографиях прослеживается героическая история и боевой путь внутренних войск, начиная с марта 1918 года и по настоящее время, в том числе 43–й Краснознаменной конвойной дивизии МВД СССР и внутренних войск МВД Республики Беларусь. Здесь же на подиуме, как воинская реликвия установлен пулемет «Максим» образца 1910 года, который, начиная с Октябрьской революции 1917 года и до конца Великой Отечественной войны верой и правдой, служил бойцам ВЧК и военнослужащим конвойных войск НКВД СССР. Знакомясь с экспозицией музея периода Великой Отечественной войны, у посетителей музея всегда вызывает неподдельный интерес стенд, посвященный 132–му отдельному батальону войск НКВД СССР, личный состав которого один из первых 22 июня 1941 года, в Брестской крепости, вступил в неравный бой с немецкими войсками. В разделе экспозиции «Грозные сороковые», внимание привлекает телефонный аппарат ЕЕ–108 производства американской компании «Коннектикут телефон Электрик» 1942 года выпуска, который попал в войска НКВД по «Ленд–лизу». Особый интерес вызывает копия Наградного листа на Ващенко Алексея Игоревича, красноармейца 272 стрелкового полка 10 дивизии войск НКВД, уроженца Беларуси, который 5 сентября 1942 года, в бою под Сталинградом, закрыл своим телом амбразуру дзота противника, дав возможность развить успех атаки роты. Это был первый подвиг подобного рода в годы Великой Отечественной войны. За этот подвиг он посмертно был награжден орденом Ленина.

Здесь же можно увидеть различные раритетные предметы и атрибуты военных событий. Среди них особое место занимает исторически значимый документ – карта Генерального штаба «Поставы», с нанесенной на неё боевой обстановкой от 4 июля 1944 года. Эта эксклюзивная карта была передана в дар музею ветераном внутренних войск–участником Великой Отечественной войны Разумовичем Василем Адамовичем, который в грозные сороковые годы был в рядах партизан бригады «Разгром» Минской области, а 16 июля 1944 года в составе 30 тысяч народных мстителей шагал в торжественном марше по улицам Минска. Ещё один «эксклюзив» – это макет блиндажа, воспроизведенный по историческим чертежам и изготовленный из бруса. В блиндаже представлены образцы летней и зимней формы одежды, а также атрибуты личного обихода военнослужащих войск НКВД: газеты, книги и листовки военных лет. Также в этой экспозиции можно увидеть трофейный немецкий аккордеон, с помощью которого коротали свой досуг бойцы в период отдыха, между боями. Дополняет военный блиндаж «Оружейная пирамида», которая состоит из образцов стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны.

Экспозиция музея просто «дышит подвигами и героями», о чем красноречиво свидетельствует экспозиционный стенд «Почетные солдаты внутренних войск». Этот стенд невозможно обойти стороной, ведь он посвящен заслуженным военнослужащим внутренних войск, внесших значительный вклад в их становление и развитие, а также проявивших мужество и героизм, как в годы войны, так и в мирное время. Из 15 «Почетных солдат» – 3 Героя Советского Союза. Во второй половине первого зала экспозиции музея Великой Отечественной размещены экспонаты, которые свидетельствуют об истории внутренних войск с 1945 по 1990 годы. Это фотографии, документы и личные вещи участников боевых событий в Афганистане и горячих точках бывшего СССР, ликвидаторов последствий аварий на Чернобыльской АЭС.

Второй экспозиционный зал полностью посвящен истории образования и развития внутренних войск суверенной Беларуси. Музей богат историей и экспонатами, сразу обо всем и не расскажешь. И о каждой военной части есть что рассказать, в каждом подразделении есть свои герои. Нельзя не вспомнить подвиг в плановом карауле рядового Свентецкого Сергея Ричардовича, который проходил службу в войсковой части 7404. Ценой собственной жизни, 3 июля 1997 года, благодаря мужеству и героизму Сергей до конца выполнил свой долг, тем самым дал возможность личному составу караулу предотвратить захват оружия и групповой побег опасных преступников (рецидивистов). Рассказывая о командовании внутренних войск, стоит отметить историю о легендарных часах, которые сотрудники музея прозвали «генеральскими». Ведь они действительно принесли удачу многим старшим офицерам. Этот экспонат имеет давнюю историю. В 1945 году, будучи командиром 46–й дивизии конвойных войск СССР полковник Иван Григорьевич Кривонос из Германии на Родину привез трофейные немецкие часы марки «Divina», которые ранее подарил ему Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, с пожеланием успехов в службе и скорейшего присвоения генеральского звания. Слова Рокоссовского стали пророческими не только для самого Ивана Григорьевича, но и для других офицеров, которые на протяжении многих лет сменяли друг друга на ответственных постах командира 43–й Краснознаменной дивизии внутренних войск МВД СССР(предшественница современных внутренних войск) и командующего внутренними войсками МВД Республики Беларусь. Все они в последующем стали генералами. Именно в Центральном музее внутренних войск находится единственный в своём роде стенд, посвященный Героям Беларуси. Среди них: Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Михаил Савицкий, Михаил Высоцкий, Петр Прокопович, Василий Ревяко. Первыми звания «Герой Беларуси» были удостоены пять человек: подполковник авиации Владимир Карват (посмертно), Павел Мариев, Александр Дубко (посмертно), Михаил Карчмит, Виталий Кремко. В 2014 году в этой плеяде Героев Беларуси прибавилась Дарья Домрачева – 3–х кратная Олимпийская чемпионка по биатлону. Ей в музее посвящен отдельный стенд. В экспозиции можно увидеть книгу, подаренную Михаилом Савицким, памятную монету Национального банка Республики Беларусь, автограф Дарьи Домрачевой и многое другое. Особый интерес у посетителей вызывает и военная техника, которая размещена на открытой площадке рядом с музеем. Здесь на постаменте установлена самоходная установка «ИСУ–152» 1943 года выпуска, а рядом размещены две пушки: «ЗИС–2» 1943 года выпуска и «ЗИС–3» образца 1942 года выпуска. Кстати, ранее стоявшая возле музея «самоходка» участвовала в парадах, посвященных 70–летию освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков и 70–летию Великой Победы.

Историко–культурный музей–заповедник «Заславль»

2010, в небольшом деревянном сооружении Музея мифологии и леса располагается компактная и оригинальная экспозиция, повествующая об особенностях национальной мифологии и тех многочисленных суевериях, которые присутствовали в сознании далёких предков. Не меньший интерес вызывают загадочные– Хапунчик и Русалка, да и ряд других таинственных созданий. А звуковое и световое сопровождение экспозиции позволяют создать необходимую мистическую атмосферу, при которой существа из параллельных миров представляются вполне осязаемыми.

Главное здание музейно–выставочного комплекса историко–культурного музея–заповедника «Заславль» было открыто после реконструкции в 1992 году. На первом этаже экспозиции можно увидеть старинные фолианты и иные артефакты, связанные с отечественной историей. Тут же размещается зал гобеленов, где представлены три произведения под названиями «Рогнеда», «Полоцкие колокола» и «Молитва», объединенные в гармоничный ансамбль. Второй этаж отведён под выставку современного искусства и зал, где собраны разнообразные народные инструменты.

Прогулка по Заславлю включает и посещение остатков древнего городища «Вал», начало возведения которого датируется XI веком. Первоначально валы, насыпанные из песка, были высотой 3–3,5 м. Их внутренние склоны укреплялись глиной и камнями, а на отдельных участках – деревянными конструкциями.

Самая значительная перестройка городища «Вал», связанная со строительством бастионного замка, произошла в конце XVI ст. по инициативе магната Яна Глебовича.

До наших дней из всех каменных строений заславского замка сохранился только протестантский храм – кальвинский сбор. С 1990 года храм действует как православная Спасо–Преображенская церковь.

Этнографический комплекс «Млын и кузня» представляет собой совокупность построек, иллюстрирующих повседневный быт белорусов в конце XIX – начале ХХ века.

Паровая мельница в Заславле – уникальный памятник мукомольного производства, построенный в 1910 г. Вначале жерновой постав мельницы работал от силы парового двигателя, так называемого лакомобиля, котёл которого топился дровами. Позднее на смену лакомобилю пришёл однопоршневый дизельный двигатель, изготовленный на польском заводе «Perkun», а затем и электродвигатель. Около 80–ти лет мельница исправно служила людям, однако с течением времени пришла в негодность. После реставрации она стала центральным объектом этнографического комплекса. Здесь сохранилось оборудование, которым пользовались народные умельцы и ремесленники в начале прошлого века. Сарай и дом завозника стилизованы под постройки столетней давности. В качестве развлекательной программы гостям иногда предлагалось посмотреть представление в традиционном народном театре «Батлейка». Как шутливо замечают сотрудники музея, в былые времена это выступало аналогом столь распространенного ныне телевизора.

Белорусский государственный архив–музей литературы и искусства.

Он был создан в 1960 году. Сегодня размещается на 5–ти этажах бывшего костела около минской ратуши, и хранит уникальные памятки по истории белорусской литературы, театра, музыки и кино. В сотнях тысяч документов отражены первые шаги национального возрождения и культурный расцвет 1920–х гг., трагедии репрессий и мужество военного времени, послевоенное становление. Среди фондов – целый «музей» театра им. Янки Купалы! Как и всех остальных театров, филармонии, киностудии, академии музыки, «Беларусьфильма» … Хранятся документы как классиков, так и мало известных деятелей литературы, искусства и культуры.

 Белорусский государственный архив–музей литературы и искусства, наверное, пожалуй один из самых скромных музеев. Не в смысле фондов – их как раз хватило бы экспозиций на 500, – а в их представленности. Дело в том, что постоянной экспозиции в музее нет. Но при желании можно заказать экскурсию в творчество и жизнь любого писателя, актера или композитора, чьи архивы сохранились. Плюс организуются многочисленные временные выставки.

На выставки обычно попадают крупные фотографии, рукописи, переписка писателей, старые документы, художественное оформление. Выставка, посвященная «Молодняку» (который существовал с 1923–го по 1928 год), начинается фотографией 1–го съезда. Основали объединение 6 литераторов: Алесь Дудар, Адам Бабареко, Михась Чарот, Язэп Пуща, Андрей Александрович и Анатолий Вольный. Но со временем оно разрослось и какое–то время насчитывало несколько сотен участников и имело филиалы в разных городах даже за пределами Беларуси – в Москве и Ленинграде. Через него прошло много известных писателей.

В архиве–музее хранится много книг с автографом автора. Сюда они часто попадают вместе с архивами тех, кому он их подписал. – Выставки проходят, в основном вот в таком «плоском» формате, – продолжает Виктор Жыбуль. – В читальном зале есть еще возможность выкладывать объемные экспонаты (в фондах хранятся около 600 различных вещественных памятников, среди которых музыкальные инструменты, часы, посуда, письменные принадлежности, награды), но на этот раз в выставке они не представлены. Зато представлены различные документы, редкие фотографии. Например, где Лыньков молодой: их не так много, потому что довоенный архив не сохранился.

Литературный музей Петруся Бровки

Экспонаты музея – это личные вещи Петруся Бровки, его рукописи и автографы, книги, письма, открытки, нотные партитуры на слова поэта. Всё это представлено в литературно–документальной экспозиции, а также в мемориальной части музея – рабочем кабинете и библиотеке. Интерьер здесь такой же, как и при жизни классика: мебель, личные вещи – всё на своих местах. Этим музей обязан жене поэта Елене Ридевской (она была и первым директором). Здесь хранится немало предметов, подаренных Петру Устиновичу – в основном, это произведения живописи и графики белорусских художников. На небольшом пространстве (всего в 200 метров квадратных) хватает места и для творчества современных авторов. Музей недаром считается творческой площадкой для талантливых людей. Раз в месяц здесь собираются молодые поэты. Проект «Литературная среда в музее Петруся Бровки» позволяет начинающим авторам заявить о себе. «Будет время и желание – заходите к нам послушать стихи и проникнуться вдохновением». Зал для сменных экспозиций знакомит посетителей с новыми именами современного белорусского искусства. «На открытии фотовыставки «Адзнака ўзроўню вады» Марии Якимович, например, все желающие могли почитать отрывки из эссе Бродского на английском, русском и белорусском языках. С музеем связано много и нелитературных событий. Так, в сентябре здесь проходил социальный проект, приуроченный к Международному дню борьбы с болезнью Альцгеймера. На многочисленных рисунках посетители читали слова и воспоминания тех, кто столкнулся с этой болезнью. Международному дню защиты прав человека посвящена новая выставка «Архімары» Михаила Булича. Она представляет девиантное искусство – искусство людей с особенностями психофизического развития. На первый взгляд, сочетание таких проектов и литературного музея кажется странным. Хотя оно не более необычно, чем сочетание поэт и академик, писатель и энциклопедист в одном лице, кем был Петрусь Бровка. «Самое главное, что хранит любой музей, – это память. И через социальные проекты мы расширяем информацию, которую хотим донести людям. Если вы начнете искать больше информации, то окажется, что музей связан со многими оригинальными событиями. Например, принял международный фестиваль короткометражного кино «Cinema Perpetuum Mobile», поддержал оригинальный фотопроект с журналом «Большой».

Литературный музей Максима Богдановича

Каждый из пяти залов посвящен определенному периоду жизни поэта. В каждом присутствует экспонат–символ. Символом зала, посвященного детству и юности Богдановича, стал, например, белорусский рушник, вышитый матерью поэта. Экспонаты–символы других залов – слуцкий пояс, оригинальный сборник стихов «Вянок», гравюра «Сикстинская Мадонна» (Мадонна – один из центральных образов в творчестве Богдановича). В последнем зале подчеркнута атмосфера трагизма последних месяцев жизни поэта – её передают металлические конструкции. На них выбиты названия сборников, которые Богданович хотел издать, но не успел. Лечение от туберкулеза в Крыме, на которое в феврале 1917 г. собрали средства друзья поэта, не помогло. В возрасте 25 лет Максим Богданович ушел из жизни. Сегодня в фондах музея хранится почти 20 тысяч экспонатов – личные вещи, рукописи, издания. Самая большая коллекция – конечно, книги. Это и 6 экземпляров сборника стихов «Вянок» (3 из них с автографами Богдановича), литература о его жизни и творчестве, книги последователей его творчества. Значительную часть фондов музея занимают рукописи. Мало кто знает, что именно Максим Богданович стоял у истоков белорусской профессиональной критики. Талант в изучении и анализе белорусской литературы проявился в статьях “Глыбы і слаі” (1911), “За тры гады” (1913). Рукопись М.Богдановича Здесь собраны известные фотографии поэта, фото его родных, знакомых, друзей, мест, связанных с его жизнью и творчеством – всего около 6 тысяч снимков. Аудиовизуальную коллекцию дополняют и три кинофильма, грампластинки, диски и записи стихов, песен и музыкальных композиций на слова М.Богдановича. А ещё картины, скульптуры, графика и иное. Сейчас экспозиция Литературного музея демонтирована для создания новой. Но в музее работает выставочный зал. К 100–летию выхода в печать единственного прижизненного сборника стихов Богдановича “Вянок” в музее выставлены редкие экспонаты – фотографии, рукописи, документы М.Богдановича, поздние переиздания книги “Вянок”, сборники стихов в переводе на иностранные языки. Здесь же можно увидеть новые иллюстрации к стихам “Слуцкія ткачыхі” и “Зорка Венера”, сделанные художником Юрием Хилько по особому случаю. Они стали частью оформления 3–книжного издания на десяти языках, посвященного 120–летию со дня рождения поэта. Почетное место на выставке занимают, конечно же, оригинальные издания. Они сохранились благодаря родственникам Богдановича – его тетям Марии Егоровне и Магдалине Егоровне и сестре Анне. Автор, счастливый и воодушевленный, спешил поделиться радостью выхода в печать первого сборника и подарил родным книги, как только получил авторские экземпляры (на тот момент Богданович жил в Ярославле). Первый и единственный прижизненный сборник стихов Максима Богдановича “Вянок” вышел в издательстве Мартина Кухты, в Вильне, в конце 1913–го года.

Музей МЧС Республики Беларусь

Собранные здесь экспонаты, дают возможность каждому посетителю всесторонне ознакомиться с историей отечественного пожарного дела, и открыть для себя многие героические страницы деятельности спасателей прошлого. Стародавние кликуны (прим. автора: люди, которые ходили по городу, следили за тем, чтобы не было пожаров, чтобы после захода солнца огонь был потушен. Если «кликун» видел, как что–то горит – бил в трещотку и люди выходили на улицу тушить пожар), профессиональные городские пожарные команды и добровольные пожарные общества императорских времен, бравые брандмейстеры первых советских лет и щеголеватые польские «стражаки» Западной Беларуси – все собраны под одной крышей.

Здесь можно узнать о мировоззрении древних белорусов на огонь, и то к каким ритуалам они прибегали, стремясь защититься от разрушительной стихии. Гордостью раздела является большая храмовая икона XVIII века «Неопалимая Купина», которая в православии до сегодняшнего дня почитается заступницей от пожаров и покровительницей пожарных. Спасенная в 30–е годы прошлого века, она долгое время хранилась в одной из семей, которая и передала ее в музей еще до его открытия. Редкий экспонат (из почти 5000 единиц хранения) назовешь здесь не запоминающимся. Где еще можно увидеть настоящий противопожарный инструмент, с которым в средние века на тушение пожаров спешили наши предки? Или многообразие пожарного инвентаря и ручные пожарные насосы ХIX века, с помощью которых был потушен не один пожар, а также коллекцию униформы и боевой одежды разных периодов.

 

Ивенецкий музей традиционной культуры

Сейчас о бывшем владельце ничего не напоминает. Музей разделен на несколько экспозиций. В первой – историко–этнографической – собраны редкие фотографии, книги, документы, предметы к. 19 – н. 20 вв. Здесь рассказывается о быте и культуре местечка Ивенец, его знаменитых уроженцах, народных музыкантах и местных учителях. Жители Ивенца были людьми хозяйственными и мастеровитыми. И всегда считали себя шляхтой. Есть стереотип, что белорусский крестьянин конца 19 в. это темный бедный человек в лаптях. Так вот, по крайней мере, жители местечка Ивенец ему никак не соответствуют. На найденном во Франции альбоме фотографий «Литва. Вялое» местного пана Тышкевича хорошо видно, какие «строi» носили в то время. И это не лапти. Конечно, для фото наряжались (как и «да касцёла», и «на свята»), но и в повседневной жизни одевались очень пристойно. Часто это даже покупное – не домотканое. Еще 100 лет назад в Ивенце было до 20 «заводзiкаў» – так назывались частные гончарные мастерские, на которых могли работать и всего 2–3 человека. Глина использовалась местная, а «палiва» (ударение на «i»; специальный состав, который делает глину блестящей визуально, а изделие из нее более крепким) польская. Ивенецкая керамика узнаваемая – блестящая и «полосатая». Узор называется «фляндроўка». «Фляндр» это роспись по сырому. Когда сразу на глину наносится пигмент – зеленый, белый, черный – и «расчесывается» специальными гребешками. Два соединенных между собой горшочка это «спарышы», чтобы носить обед в поле, когда жатва или копали картошку – в один горшочек одно блюдо, в другой другое. Носили чаще всего дети. Керамическая сковорода на ножках – «рынка». «Рукамый» – збан с двумя горлышками, который можно было наклонять в разные стороны, и мыть руки вдвоем одновременно. Есть и банки, где отстаивали сливки, даже керамическая маслобойка (и не боялись же размолотить)! «Збаны» – самые популярные. А вот гладышей (гладких кувшинов, которые брали за горлышко) почти нет, говорит директор музея Валентина Адамович: – Я как–то спросила у умельцев, почему мало делали гладыши. Это были мастера высокого уровня, конкуренция была сумасшедшая. И в ответ услышала: «Гладышы рабiлi там, дзе не ўмелi ручку прымацаваць. А што ж мы, ручку не прыклеiм!». Оказывается ручку приделать, тоже особое мастерство. У каждого мастера был свой способ, форма, другой просто пальцем прижмет. Интересные были варианты. По этой особенности можно установить авторство. У Якуба Коласа была коллекция ивенецких свистулек. За залом керамики – выставка работ Аполлинария Пупко – Народного мастера, резчика по дереву. Образы его скульптур – герои поэм, сказок и мифов. Есть в его работах и бытовые, исторические, даже юмористические сюжеты. Фасад своего дома Пупко укрепил деревянными кариатидами, которые сохранились до сих пор. Есть в экспозиции и старинные резные деревянные фигуры (среди них черт, стоявший раньше у алтаря того самого францисканского костела и смотревший, искренне ли молятся прихожане). Я хотела его сфотографировать, но фотоаппарат отключился. Чертовщина какая–то.

Музей–мастерская скульптора Заира Азгура

Последняя и самая любимая мастерская знаменитого скульптора (построена в 1984 г.). Её можно сравнить с крепостью, пожалуй, более прочной, чем принято говорить о доме. За каждодневным трудом с восьми утра и до восьми вечера Заир Азгур провел здесь около 11–ти лет – к тому времени он уже стал народным художником. В этих стенах родилось более 50–ти работ. И здесь же ваятель стал педагогом: это была единственная Творческая мастерская Академии художеств Советского Союза (отделение скульптуры) в Беларуси. Мастерство Азгура перенимали 15 учеников. Два огромных бюста – Маркса и Ленина – в 1980–х гг. находились у входа в ЦК КПБ (прим., ныне – здание Резиденции Президента Республики Беларусь). А после провозглашения независимости вернулись в мастерскую. Это единственные в нашей стране памятники, которые ныне находятся внутри здания. Здесь же, на первом этаже фотографии, на которых запечатлен скульптор во время работы над портретами Я.Купалы, Я.Коласа, М.Танка, Я.Брыля. И благодарность поэтов – книги с дарственными надписями. Заира Азгура самого считали поэтом – только в скульптуре. «Увы, творчество довоенного периода мастера сохранилось только на снимках. В институтах и академиях в то время не было практики сохранять работы студентов», – рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Михеев. Самый главный зал музея находится на втором этаже. С порога он поражает огромным пространством и внушительных размеров скульптурами. Бюсты, модели памятников, скульптурные группы – на высоких стеллажах и возле них хранятся около 300–сот работ. Азгур запечатлел известнейших людей – политиков, правителей, героев войны, ученых, деятелей культуры, в числе которых Ленин, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Мао Цзэ Дун, Ким Ир Сен, Якуб Колас, Янка Купала, Кузьма Черный, Янка Брыль, Лариса Александровская, Стефания Станюта и многие другие. Проще, наверное, перечислить тех, кто не позировал Азгуру. С каким бы настроением и мыслями вы ни пришли в музей, уйдете вы, скорее всего, ошарашенным. Это как увидеть всех деятелей эпохи в жизни, а ведь знаем мы их по фото. «Многие свои скульптуры Азгур и делал по снимкам. Он настолько умел «считывать» фотографии, чтобы все пропорции тела были сохранены и работа была точной. Об этой скульптуре сидящего в кресле Сталина очень долго ходила легенда, что вылеплена она с натуры – настолько правдоподобно выглядит «отец народов». Но потом выяснилось, что она сделана с фотографии. Хотя один «кремлевский сеанс» лепки с натуры всё же был. Азгура пригласили в Москву на заседание Сталина и разрешили пронести инструменты, пластилин, сесть в углу зала и лепить», – рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Михеев. Интересна история ещё одной скульптуры «вождя» – бронзового памятника, который стоял на Октябрьской площади (в то время – площади им.Сталина). После войны между советскими скульпторами проводился жесткий конкурс на эскиз изваяния Сталина. Эскиз Азгура не понравился из–за одной детали: монументальный Иосиф Виссарионович был в фуражке. По легенде Сталин сделал скульптору замечание: негоже памятнику стоять с покрытой головой перед народом, который одержал победу в такой войне. Тем не менее, азгуровский эскиз Сталин позже утвердил – другой, без головного убора. Правда, простоял на площади своего имени он недолго. Через пять месяцев, после развенчания культа личности монумент демонтировали. Всего за одну ночь 40–тонная фигура бесследно исчезла. Это притом, что её железобетонный фундамент уходил на 7 метров вглубь площади, а в ноги бронзового Сталина были вмурованы мощные рельсы. Вечером 1961–го человек двести зевак следили за происходящим из ближайших скверов и дворов. Говорят, неподалеку был и Азгур, который молча смотрел, как расправляются с его произведением. По одной из версий, скульптуру зарыли неподалеку от Минска, по другой, более правдоподобной, – переплавили. Всё, что осталось от гигантского монумента – это бронзовая пуговица, которую после демонтажа подобрал с земли автор. Работы в скульптурном зале стоят в том же порядке, как и при жизни ваятеля, их никто не передвигал. То ли от того, что тяжелы, то ли оттого, что монументы живших до нас настолько правдоподобны, что к ним тяжело прикоснуться. За свою жизнь Заир Азгур создал более полутора тысяч скульптур и стал признанным мастером психологического портрета. Он полагал, что некрасивых людей не бывает: в каждом человеке есть неповторимая, присущая только ему особенность, которую и должен заметить настоящий скульптор.

Поместье белорусского Деда Мороза

Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще открылась в декабре 2003 года. Живописная природа, сказочная атмосфера и уникальные особенности сделали ее одним из самых посещаемых мест Беларуси.

Поместье расположено в древнейшем заповедном лесу Европы, где сохраняется одна из самых больших популяций зубров. Здесь же росла самая высокая живая новогодняя ель в мире, возраст которой – 150 лет. В новогодние праздники ее украшали рекордным количеством лампочек. К сожалению, летом 2014 года ель начала усыхать и ее спилили, однако в пуще растет еще немало лесных красавиц, история которых насчитывает не менее двух веков.

Благодаря искусным мастерам, резиденция стала сказочным уголком. Здесь вы увидите украшенные ажурной резьбой деревянные домики и оригинальные скульптуры волшебных персонажей, познакомитесь с героями преданий и сказок, примете участие в веселых забавах и попробуете необычные блюда…

Ежегодно в беловежской резиденции Деда Мороза бывают тысячи туристов, а в 2013–м здесь приняли миллионного гостя. Вход на территорию резиденции охраняют деревянные рыцари – Дуб–Дубович и Вяз–Вязович – раньше это были огромные деревья, которые росли в пуще, но повредились во время урагана.

Площадь поместья – 15 гектаров.

Здесь расположены:

  • Дом Деда Мороза с тронным залом
  • Терем Снегурочки
  • Скарбница, где хранятся ценные сокровища – письма, рисунки и подарки детей
  • Волшебная мельница, превращающая плохие поступки в пыль и песок
  • поляна Двенадцати Месяцев
  • живая Новогодняя Елка
  • аллея знаков Восточного Календаря
  • » Хата Деда Мороза», где угощают блюдами белорусской кухни

Во время торжеств, посвященных 10–летию Поместья, открылись мастерская Матушки Зимы и Музей ледяного быта.

В мастерской Матушки Зимы можно сделать для себя и своих близких оригинальный сказочный подарок – авторское новогоднее украшение или куклу–мотанку – национальную белорусскую игрушку–оберег. Кроме того, в Поместье вы можете приобрести другие новогодние сувениры.

В поместье курсирует новогодний поезд, для отдыха оборудованы беседки, столы и скамейки под навесами и под сенью деревьев.

Белорусский Дед Мороз и его помощники принимают гостей круглый год.

В разные месяцы в поместье проходят веселые праздники с участием сказочных персонажей:

  • Встреча Снегурочки и Матушки Зимы
  • церемония пропуска Нового года через границу
  • Коляды
  • Масленица и проводы Снегурочки
  • Купалье

Каменецкая башня

В городе Каменец Брестской области находится уникальный памятник архитектуры и оборонительного зодчества второй половины XIII века – Каменецкая башня (Каменецкий столп, Каменецкая вежа).

На холме у некогда полноводной реки Лесной возвышается величественное строение, похожее на огромную шахматную ладью.

Сегодня силуэт Каменецкой башни – один из самых узнаваемых архитектурных символов Беларуси, а словосочетание «Белая вежа» (Белая башня) превратилось в настоящий бренд. В Беларуси есть санаторий «Белая вежа», казино, рестораны, алкогольные и продуктовые марки с таким названием.

С 1996 г. в Бресте проводится Международный театральный фестиваль «Белая вежа», который собирает именитых и молодых режиссеров и актеров, музыкантов, художников, любителей театрального искусства со всего мира.

Однако многие столетия башня в Каменце не называлась Белой вежей. Это случилось лишь в ХХ веке, когда автор книги «Беловежская пуща» Георгий Карцов ошибочно указал, что Вежа расположена на реке Белая. Сегодня историки полагают, что существовала другая башня, давшая название Беловежской пуще.

Цвет Каменецкого столпа всегда был «кирпичным», ведь на красной стене повреждения менее заметны, и противнику было труднее наносить удары камнемётными машинами.

Исторические названия башни в Каменце – Каменецкая Вежа, Каменецкий столп, Каменецкая башня. Тем не менее, сегодня ее часто называют Белая вежа.

Ружанский дворец сегодня

Летом 2008 года в старинной резиденции Сапегов начались реставрационные работы и исторические раскопки.

К настоящему времени обновлены центральные въездные ворота – Брама, восстановлены боковые флигели. И сегодня Ружанский замок частично открыт для туристов.

В восточном флигеле работает музей «Дворцовый комплекс Сапегов», где можно увидеть аутентичные предметы и элементы интерьера. Один из залов посвящен династии Сапегов, в галерее проходят выставки белорусских художников.

Согласно государственной программе «Замки Беларуси» в 2013–2018 годах будет проведена реставрация Восточного (Театрального) корпуса. В будущем в комплексе планируют открыть гостиничные номера, ресторан, конный манеж.

С 2011 года на территории дворца Сапегов проходит ежегодный праздник «Ружанская брама». Его гости могут познакомиться с прошлым резиденции, посетить экскурсии, увидеть исторические реконструкции и выступления артистов, побывать на ярмарке народных мастеров.

Рубрики: Без рубрики

Call Now Button
Выберите валюту
BYN Белорусский рубль

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона
+37529 660 9405 (Вел)
+37529 287 7933 (МТС)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 350 3284 (Вел)

+37529 287 7933 (МТС)

Заполните данные партнера

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 621 8570 (Вел)

+37529 770 6392 (МТС)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 350 3284 (Вел)

+37529 287 7933 (МТС)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 350 3284 (Вел)

+37529 770 6392 (МТС)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 660 9405 (Вел)

+37533 316 7187 (МТС)

+37525 542 6778 (Life)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 621 8570 (Вел)

+37533 357 0120 (МТС)

+37525 542 6778 (Life)

Для звонка, если вы просматриваете сайт со смартфона, просто нажмите на номер телефона

+37529 350 3284 (Вел)

+37533 357 0120 (МТС)

+37525 542 6778 (Life)